В сентябре телеканал CNN со ссылкой на официальных лиц США сообщил об увеличении российской военной активности вблизи ключевых подводных кабелей. Параллельно Москва уделяет все больше внимания созданию специального военного подразделения, задачей которого может стать выведение из строя критической коммуникационной инфраструктуры на дне морей.
Подписывайтесь на полезный легкий контент в Instagram
В начале этого года хуситы из-за повреждений всего четырех кабелей в Красном море смогли вызвать существенный сбой в работе интернета. В свою очередь, РФ имеет гораздо больше ресурсов и может планировать масштабную диверсию с разрушительными последствиями для правительственных, частных и военных систем связи многих западных стран.
Liga.Tech разбиралась в том, как устроена подводная интернет-инфраструктура, почему она так интересует акул и шпионов, может ли массированная диверсия устроить шатдаун интернета в Украине и мире и как планируют противодействовать потенциальным атакам на подводные кабели.
Невидимый хребет глобальной связи
Многие обычные на сегодня вещи как возможность провести видеозвонок с собеседником на другом конце земного шара или совершить покупку в китайском маркетплейсе обеспечивает разветвленная сеть подводных кабелей. Каждый состоит из оптоволокна, количество нитей которого варьируется от нескольких десятков до сотни – в зависимости от конструкции и назначения.
Морская инфраструктура обеспечивает связью все континенты, кроме Антарктиды. Она присутствует на дне Атлантического и Тихого океанов, а также в стратегически важных проливах типа Суэцкого канала.
Новая диверсия. Во Франции неизвестные повредили кабели интернета
В общей сложности в мире насчитывается примерно 485 подводных кабелей общей протяженностью почти 1,5 млн километров. Они способны передавать несколько терабит данных в секунду, в том числе обеспечивая проведение глобальных трансакций на триллионы долларов в день. До 95% глобального интернет-трафика проходит именно по морскому дну.
Процесс прокладки подводных кабелей осуществляется в два этапа. Первоначально проводится обследование дна с целью поиска преимущественно плоских поверхностей, минимизации естественных угроз для коммуникаций и уменьшения влияния последних на экосистему морского дна. Также специалисты стараются избегать спорных вод, районов боевых действий и повышенного геополитического напряжения.
После определения оптимального маршрута в дело вступают специальные корабли, оборудованные гигантскими катушками оптоволоконного кабеля. Иногда его могут закладывать на колоссальных глубинах в 5000 или 6000 метров (для сравнения, глубина Марианской впадины составляет чуть более 10 000 метров), однако бывают случаи прокладки в мелководье с целью защиты от рыбаков или якорей.
Вдоль маршрута с определенным интервалом устанавливаются ретрансляторы, чтобы усилить оптический сигнал и не допустить ухудшения качества при передаче на большие расстояния. Весь процесс прокладки подводных интернет-кабелей может занимать месяцы или годы, в зависимости от длины маршрута и сложности.
Интерес акул и шпионов
Стандартный подводный интернет-кабель имеет толщину в 69 мм, что примерно соответствует диаметру банки колы. Учитывая давление и суровые условия океанского дна, кабели изготавливают из очень прочных материалов, включая армированную сталь.
Тем не менее каждый год фиксируется примерно 100-150 случаев повреждения подводной коммуникационной инфраструктуры. Как правило, это происходит ненароком – из-за рыболовного оборудования или неудачно брошенного якоря.
Также иногда подводные кабели грызут акулы. Почему они это делают – доподлинно неизвестно. Возможно, это происходит из-за ампул Лоренцини – органа чувств у акул и некоторых рыб, который способен реагировать на изменение электрических или магнитных полей. Это может быть связано с тем, что незнакомый объект вызывает у морских хищников любопытство, и они хотят буквально попробовать его на зуб.
Двухмесячные очереди на подключение оптоволокна. Как работает интернет без света
Согласно отчету Международного комитета защиты кабелей, на акульи челюсти приходится менее 1% всех случаев повреждения. Тем не менее Google решил оборудовать свои кабели кевларовым кожухом для дополнительной защиты от подводной фауны.
Подводные кабели всегда вызывали повышенный интерес и со стороны разведок разных стран. Наиболее известная шпионская операция с ними – Ivy Bells – состоялась в начале 70-х годов. ЦРУ узнало о том, что СССР проложил важную линию связи между штабом и базой ВМС по дну Охотского моря.
Его Москва считала своими территориальными водами и оснащала множеством акустических датчиков. В связи с этим в военном руководстве считали шифрование данных, передававшихся по этому кабелю, чрезмерной и ненужной мерой.
Тем не менее специально оборудованная субмарина USS Halibut (в переводе “палтус”) успешно обошла советскую защиту и установила на кабеле специальное подслушивающее устройство. Оно не могло передавать данные дистанционно, поэтому подлодке приходилось ежемесячно возвращаться и менять магнитную ленту.
Американцы в течение почти десятилетия имели доступ к секретным данным. Их так и не поймали с поличным, а о факте утечки СССР узнал благодаря сливу от бывшего аналитика Агентства нацбезопасности США. С глобальным распространением интернета прослушивание подводных кабелей стало стандартной процедурой для разведывательных служб.
Кабельная война
Критическая роль в обеспечении функционирования интернета вместе с отсутствием значительной защиты или надзора делает подводные кабели чрезвычайно привлекательной мишенью для различных террористов и не только. Первая попытка повредить их намеренно была зафиксирована в 2013 году.
Тогда египетская полиция арестовала трех дайверов на рыбацкой лодке недалеко от портового города Александрия. Мужчин арестовали при попытке перерезать кабель, принадлежавший компании Telecom Egypt. Какова была их мотивация и имели ли они отношение к повреждению магистрали SEA-ME-WE 4 несколькими днями ранее –правоохранители так и не рассказали.
В феврале этого года были повреждены сразу четыре кабеля, пролегающие по дну Красного моря. Террористическая группировка хуситов попала ракетой в коммерческое судно Rubymar, принадлежащее Великобритании. По наиболее распространенной версии, во время затопления корабельный якорь протянуло по дну, и он перерезал магистрали Seacom, TGN-Gulf, Asia-Africa-Europe 1 и Europe India Gateway.
Инцидент привел к значительным сбоям со связью на Ближнем Востоке, но и, по подсчетам аналитиков, повлиял на 25% всего трафика между Европой и Азией. В последующие дни был зафиксирован масштабный сбой в работе Facebook, Instagram, YouTube, WhatsApp, TikTok и других сервисах.
Скорее всего, эта история подсказала Кремлю очередную страшилку для Запада. В июне экс-президент РФ Дмитрий Медведев пригрозил атаками на подводную инфраструктуру Запада в качестве ответа за разрушение на Северном потоке-2.
При минобороны РФ действует Главное управление по глубоководным исследованиям (ГУГИ). Официально его задачей является поиск и спасение затонувших объектов, однако, по мнению американских чиновников, именно на это ведомство возложили задачу подготовки диверсий против подводной инфраструктуры. Структура получила существенное финансирование из бюджета и активно пополняется надводными кораблями, субмаринами и морскими дронами.
Причем дело могло перейти от подготовки к практике: в октябре 2023 года были нанесены повреждения газопроводу Balticonnector и расположенному рядом коммуникационному кабелю в Финском заливе.
“Как капитан мог не заметить”. Эстония скептична к объяснению Китая о Balticconnector
К инциденту был причастен контейнеровоз Newnew Polar (ходит под китайским флагом), заходивший в Калининград, где он сменил команду, после чего прибыл в Архангельск уже без якоря. Финские власти считают, что имел место несчастный случай, впрочем, существуют также версии, что это была продуманная диверсия.
По данным британского аналитического центра Policy Exchange, недалеко от европейского побережья Атлантического океана было зафиксировано по меньшей мере 8 подозрительных инцидентов с перерезанием глубоководных кабелей и 70 случаев странного поведения российских кораблей неподалеку от критически важных объектов морской инфраструктуры.
Ставку на саботаж морских коммуникаций делает и КНР в своем противостоянии с Тайванем. Остров критически зависит от подводных кабелей для связи с остальным миром и имеет относительно немного наземных терминалов, к которым они подключены. Если дело дойдет до полномасштабного вторжения, Тайвань попытаются взять в осаду, и обрыв коммуникаций станет важной ее составляющей.
Здесь тоже уже могла быть первая “проба пера”: в феврале 2023 года появилась информация о китайских грузовом и рыболовном судах, которые намеренно повредили два коммуникационных кабеля в течение шести дней. В результате небольшой остров Мацу (около 13 000 жителей), находящийся под юрисдикцией Тайваня, на 50 дней остался без интернета. Само собой, Пекин тут же начал опровергать свою причастность к инциденту, а Тайбэй так и не предоставил “железных” улик.
День, когда интернет остановится?
Представим, что Кремль перейдет от устных угроз в Telegram Медведева к реальной масштабной диверсионной кампании против подводных интернет-коммуникаций. Какие это может иметь последствия для мира и Украины?
Европу и Северную Америку соединяют 17 подводных кабелей и еще несколько находятся на этапе прокладки. Большинство трансатлантических магистралей подключены к наземным терминалам в Великобритании и Франции, однако они также присутствуют в Норвегии, Дании, Ирландии и Испании.
Большая часть данных об их маршрутах общедоступна из-за требований лицензирования. Теоретически разорвать всю связь между двумя континентами можно, но на практике добиться этого будет крайне сложно.
Для обеспечения бесперебойной работы телекоммуникационные компании постоянно прокладывают запасные магистрали. В случае каких-либо форс-мажоров трафик перенаправляют на них. Однако сеть не рассчитана на масштабную диверсионную операцию. С другой стороны, она будет нуждаться в значительных ресурсах, выверенной логистике и почти идеальной координации. Все нужно делать за короткий промежуток времени, иначе береговая охрана и ВМС европейских стран могут принять контрмеры. Не факт, что у РФ хватит сил на все это.
Также есть чисто политические факторы. Европа играет роль важного хаба связи для Африки и Ближнего Востока. Масштабная диверсия против ее инфраструктуры нанесет серьезный ущерб коммуникациям и в этих частях света. Кремль сейчас стремится сохранять хорошие отношения с государствами так называемого Глобального Юга, стараясь нивелировать изоляцию со стороны Запада.
Всего в Черном море три больших коммуникационных магистрали: KAFOS (имеет наземные терминалы в Турции, Румынии и Болгарии), Caucasus Cable System (Болгария и Грузия) и безымянный маршрут между РФ и Грузией. Украина не подключена ни к одному из подводных кабелей и полагается на разветвленные наземные магистрали из оптоволокна.
Скорее всего, РФ может прибегнуть к точечным диверсиям против отдельных магистралей как составляющей своей кампании масштабного саботажа против ЕС, которая становится все более очевидной. С учетом того, что в Европе находятся дата-центры многих техгигантов вроде Google, это может привести к значительному замедлению работы социальных сетей и многих привычных сервисов. Это не полный шатдаун, но все равно потенциально нанесет ущерб на миллиарды долларов.
Впрочем, главная проблема системы подводных коммуникаций не в убытках, а в ликвидации последствий повреждений. Несмотря на бум прокладки оптоволокна по дну, в мире насчитывается всего 77 специализированных кабельных судов, согласно данным SubTel Forum. Причем только 22 из них занимаются непосредственно ремонтом поврежденных коммуникаций. В 2023 году во Вьетнаме по естественным причинам вышли из строя 4 из 5 подводных кабелей. Из-за высокой занятости ближайших ремонтников азиатская страна полгода жила с перебоями в сети.
Хотя в последние годы охват спутникового интернета от Starlink и конкурирующих решений значительно возрос, инфраструктура подводных кабелей все равно остается вне конкуренции по пропускной способности, скорости, надежности и экономической целесообразности. Спутники еще долго не смогут составить им серьезную конкуренцию, поэтому сейчас приоритетной задачей станет поиск оптимальной стратегии защиты подводной инфраструктуры.
В НАТО об этом уже задумались: в июне стало известно о создании координационной группы, объединяющей гражданских и военных чиновников. Проблема состоит в том, что из-за огромных расстояний обеспечить регулярное патрулирование по всему маршруту пролегания кабеля крайне сложно. Поэтому в командовании НАТО путем привлечения частного сектора хотят создать мощную систему оповещения в Северной Европе, включающую датчики движения и акустические сенсоры.